Фиолетовая корова
Уважаемые коллеги!
С вами Алекс Сухов и в этом выпуске – рецензия на удивительную книгу о том, как добиваться успеха на рынке, создавая выдающийся продукт.
Сет Годин «Фиолетовая корова. Сделайте свой бизнес выдающимся»
Издательство «РОСМЕН-ПРЕСС», 2004г
Сначала небольшая цитата из книги:
«Когда несколько лет назад я с семьей путешествовал по Франции, мы часто любовались живописными пастбищами с сотнями коров на них, будто сошедших со страниц детской сказки. На протяжении десятков километров мы наблюдали эту живописную картину.
Затем, уже через двадцать минут, мы перестали замечать этих коров. Новые коровы ничем не отличались от тех, которых мы только что видели. То, чему мы сначала удивлялись, стало хуже, чем привычным. Оно стало утомительным. Картина со стадами и пастбищами через какое-то время всем наскучила. Это были породистые коровы, на зелёной поляне, залитой солнцем, но они все равно уже не вызывали первоначального интереса.
А что, если хотя бы одна корова была фиолетовой?! Это уже гораздо интереснее»
Если провести аналогию с бизнесом, то можно сказать, что современный потребитель сталкивается с огромными «стадами» товаров и услуг, предлагаемых ему рынком. Выбрать что-либо из такого количества становится всё труднее.
«Компании, которые занимаются массовым маркетингом, — пишет Годин, — разрабатывают свои продукты, сглаживая острые углы и стирая различия, стараясь сделать свои товары наиболее подходящими для массового употребления. В результате эти компании производят одинаковые, скучные продукты и рекламируют их массовой аудитории. Следуя такой порочной логике, компании обеспечивают своему продукту минимум возможного успеха».
А как достичь максимума?
Перестаньте рекламировать свою унылую продукцию и займитесь ее инновацией!
Если у вас хороший продукт, этого уже часто бывает недостаточно. Вокруг нас столько рекламы, такой «информационный шум», что наше сознание просто перестаёт воспринимать рекламные послания. Для того, чтобы «пробиться сквозь фильтры», которыми современный потребитель отгородился от внешнего мира, нужно что-то выдающееся, нужна Фиолетовая Корова.
Создавая продукт, который может стать Фиолетовой Коровой, необходимо соблюсти как минимум два основных принципа.
1. Максимально соответствовать потребностям потребителей выбранного сегмента или ниши.
Оригинальность ради оригинальности никому не нужна, — продукт должен точно попадать в соответствующую потребность вашего потребителя (пусть даже экзотическую). При этом имеет смысл постоянно искать новые территории, задавая себе вопрос «Нет лина рынке какой-нибудь ниши, накоторую никто необращает внимания?». Почему бывам невойти вэту нишу ине занять вней доминирующее положение? Возможно, вампонадобится запустить такую версию вашего жесобственного продукта, которая будет полностью соответствовать запросам этой узкой аудитории. Отыщите мельчайший сегмент нарынке исделайте продукт, который всецело покорит егоблагодаря своим уникальным свойствам.
2. Не быть просто «хорошими», не находиться «посередине», а, напротив, исследовать крайности.
Чтоесли вашпродукт будет самым дешевым, самым быстрым, самым медленным, самым горячим, самым холодным, самым эффективным, самым громким, самым ненавистным, самым отсталым, самым старым, самым новым илипросто самым-самым? Если существует граница, вамследует (в обязательном порядке) посмотреть занее.
Фиолетовая корова может родиться в любом бизнесе и в любой отрасли (Рок-отель «Феникс» в одном из самых неблагополучных районов Сан-Франциско, Фольксваген-Жук, офисные стулья Aeron, которые выглядят по-другому, работают необычно и стоят очень дорого, плеер Apple iPod и т.д.),
Почему же большинство компаний продолжают больше сил и средств вкладывать в рекламу и продвижение, а не в поиск и разработку новых концепций? Ведь необычный и запоминающийся продукт продвигать легче, так как, он сам является моторчиком продвижения, становясь информационным поводом, заставляя говорить о себе.
Просто люди боятся необычных решений – а вдруг не сработает, вдруг мы будем выглядеть слишком странными? Но в том то и дело, что наибольший риск как раз не в том, чтобы быть необычными, а, напротив, в том, чтобы оставаться «средне-хорошими». Автор не пытается навязать читателю Фиолетовую Корову и убедить, что без нее нельзя прожить. Просто с ней выжить на конкурентном рынке намного легче.
P.S. Мы создали специальный сайт, который называется «Фиолетовая Корова». Сайт посвящён нестандартному маркетингу, необычной рекламе и ярким личностям в бизнесе: http://www.fiolet-korova.ru/