Что Делает Нас Суперэффективными?

Здравствуйте, коллеги!

С Вами Алекс Сухов и очередной выпуск рассылки «Интеллект Инвест Консалтинг».

Сегодня я затрону на редкость заезженную и банальную тему.

Речь пойдёт о личной эффективности.

Казалось бы, столько уже существует книг и статей на эту тему, столько уже всего понаписано…

И вроде бы полно в этих мудрых книгах и статьях всяческих умных мыслей о тайм-менеджменте, целеполагании и прочих полезностях.

Только уж очень часто всё это не сильно помогает.

Мне кажется, что раз за разом куда-то на задний план уходит кое-что самое главное, без чего все технологии повышения личной эффективности – просто бесполезная игрушка.

О чём идёт речь?

Зададим себе вопрос: «А при каких обстоятельствах мы бываем суперэффективны, даже если не используем никаких «правильных» инструментов типа тайм-менеджмента или чёткого планирования?».

Скорее всего, для большинства из нас ответ будет такой: «В тех случаях, когда дело, которым мы занимаемся, нас полностью захватывает, когда это занятие нам реально интересно».

Действительно, в такие моменты откуда-то и энергия берётся, и заставлять себя не надо, и куча идей рождается. Не помню кто сказал хорошую фразу: «Нет ленивых людей, есть невдохновляющие цели».

Зададим тогда себе ещё один вопрос: каков процент людей вокруг нас, которые занимаются тем, что им действительно нравится (неважно, будучи наёмными сотрудниками или в рамках собственного бизнеса)?

Что-то мне подсказывает, что не так уж много…

Я просмотрел кучу разных опросов. Данные везде немного разные – многое зависит от выборки, используемой методики и других факторов. Однако ни в одном из них люди, которым ОЧЕНЬ нравится их работа или бизнес, не составляли большинство (в среднем диапазон был 10-20 процентов).

Большинство же находятся в категориях «не нравится», «терпимо» или «в принципе, у меня неплохая работа». То есть, что называется, «без фанатизма». Однако на следующий вопрос «ищите ли что-то более подходящее для Вас?» подавляющее большинство не сильно довольных ответили «пока нет».

Вот забавно …

Мы все достаточно часто слышим недовольные рассказы окружающих о том как «всё не так» в фирме, в которой они работают, что руководство – «просто идиоты». Тем ни менее предложение поискать что-то получше энтузиазма как-то не вызывает.

В лучшем случае, человека переманивают в другое место большей зарплатой и он продолжает делать не очень любимую работу (уже другую), правда уже за лучшие деньги. Но по-прежнему, «всё не так».

Хотя, мне кажется, одно из самых больших преступлений, которые мы можем совершить по отношению к себе – это заниматься неинтересным для нас делом (бизнесом, работой).

Потому что мы тратим достаточно большую часть жизни на зарабатывание денег. Не вижу причин делать эту часть жизни скучной и безрадостной. К тому же это просто непрактично.

В самом деле, ведь достаточно сложно и некомфортно делать карьеру в компании, в которой нас раздражают принятые там «правила игры» и подковёрные интриги.

Очень сложно и малопродуктивно работать менеджером по продажам продукта, который нам самим не нравится.

Практически невозможно «зажечь» своих подчинённых и подвигнуть их на подвиги, если нас самих не цепляют стоящие перед нами цели.

И наоборот, насколько большего можно добиться, продавая то, во что сам веришь, работая в компании, цели которой тебе близки!

Я говорю не только о положительных эмоциях (это и так понятно), а именно об ЭФФЕКТИВНОСТИ наших действий. Потому что в этом случае и карьера будет развиваться быстрее, и заработки будут расти.

Итак, казалось бы всё просто: мы эффективны, занимаясь интересным делом. И если та работа, которую мы делаем каждый день, нам не интересна, резонный вопрос – почему бы не найти другую?

И вот тут вдруг всё как-то сразу оказывается не так просто.

Например, кто-то наверняка скажет: «Легко так говорить! Но ведь мне надо кормить семью! На мне большая ответственность, я не могу себе позволить всё бросить и искать место по душе».

Какая-то немного трусливая отговорка. Сейчас все компании вопят о кадровом голоде, уже кандидат выбирает работодателя, а не работодатель кандидата. И говорить о том, что очень сложно найти работу по душе в интересной компании – откровенное лукавство (или просто глупость).

Как правило, так говорят те, кто и не очень-то пробовал искать. А просто продолжает жаловаться, как будто его приковали наручниками к рабочему месту,

Но самое смешное, что это касается не только наёмных сотрудников, но и владельцев бизнеса, которые, казалось бы, зависят только от самих себя.

Очень немногие решаются что-то изменить в бизнесе, который перестал быть интересен и чахнет.

Например, я с грустью наблюдаю за тем, как один мой хороший товарищ продолжает возиться с уже давно неинтересным для него (и, честно говоря, малоперспективным) бизнесом.

Хотя ни сил, ни желания активно развивать именно это направление у него нет, он продолжает вкладывать в это предприятие личные средства. Всё надеясь, что ситуация как-то исправится.

За последние пару лет этот бизнес «скушал» уже внушительную сумму в виде дотаций собственника, плюс ещё и кучу времени, но живее и перспективней выглядеть не стал.

Можно было бы давно продать этот бизнес (или просто закрыть, если не удастся продать) и начать новое дело. Которое было бы в кайф и которое бы подпитывалось не только денежными ресурсами, но и энергией и драйвом собственника.

Но, похоже, для моего друга это слишком смелое решение.

И такие примеры встречаются постоянно.

(Разумеется, всё сказанное в предыдущих абзацах касается «играющих тренеров», то есть владельцев, участвующих в жизни своего бизнеса, а не портфельных инвесторов).

Так почему же, имея в реальности возможность выбора, мы часто держимся за тот вид деятельности, который не прибавляет нам ни радости, ни результативности?

Скорее всего, ответ достаточно простой.

СТРАХ.

Страх что-то менять.

Такая коварная мыслишка: «А вдруг не получится? А вдруг будет хуже?».

Это всегда самый сложный момент. Выйти из привычной зоны стабильности (пусть даже не радующей и тягостной) и шагнуть вперёд. Как здорово сформулировал это Нил Уолш: «Прогресс начинается на границе нашего комфорта».

Налицо выбор. Можно сделать шаг вперёд, но поначалу будет нелегко. Можно остаться на месте. Но тогда, возможно, с годами мы возненавидим этот кажущийся комфорт стояния на месте.

Несколько дней назад, читая книгу об истории компании Starbucks, я задумался вот о чём.

Почти всегда серьёзный успех связан с непростым и мужественным решением (порой не одним), принимаемым в начале пути.

Когда Говард Шульц (с именем которого и связан фантастический успех компании) решил пойти работать Starbucks, он сначала целый год буквально напрашивался на работу, донимая звонками владельцев маленькой (тогда) компании.

А когда его пригласили директором по маркетингу, то ему пришлось переехать из Нью-Йорка в достаточно провинциальный Сиэтл, с зарплатой в два раза меньше, чем он получал в шведской компании Hamamaplast, в которой он на тот момент работал руководителем представительства.

К тому же его жена ждала ребёнка, а перспективы на новом месте были неочевидны. Но Шульцу очень хотелось заниматься тем, что его по-настоящему цепляло. Он был очарован культурой приготовления кофе, которую Starbucks пыталась нести в массы непросвещенных американских потребителей, и верил в то, что это перспективная идея. Говарду тогда было 29 лет.

Друзья посчитали его сумасшедшим.

Сейчас Starbucks каждый день открывает по всему миру в среднем три новые кофейни.

Когда мы начинаем заниматься тем, что на самом деле рождает внутри нас какую-то ответную вибрацию, наша эффективность растёт каким-то необъяснимым образом.

Неожиданно начинаешь работать чуть ли не круглые сутки, причём не только не уставая, но ещё подзаряжаясь энергией этого дела. И самое главное, результат ЗНАЧИТЕЛЬНО выше и серьёзнее, чем в случае «добросовестной работы» на неинтересном направлении.

Даже скучные рутинные дела, присутствующие в любом, даже самом захватывающем проекте, начинают выглядеть более привлекательно (если, конечно, не забывать, какой цели они подчинены).

А теперь давайте посмотрим на всё это с другой стороны.

Со стороны работодателя. Почему бы нам не использовать всё вышесказанное для повышения эффективности наших сотрудников?

Давайте спросим себя, нужны ли нам сотрудники (особенно если речь идёт о значимых для бизнеса позициях), для которых работа – вынужденная повинность?

Ведь если человеку по-барабану наши цели и наш бизнес, то ни хорошая зарплата, ни «правильная» система мотивации сами по себе не заставят его работать увлечённо, с горящими глазами (а если и заставят, то ненадолго).

Что делать?

Ответ на поверхности, хотя и требует от нас (опять!) определённой смелости.

Первое. Понять, что же действительно цепляет тех или иных сотрудников, какие цели им выполнять более интересно (если ему ничего не интересно, то на фиг он нам нужен – гнать его в шею).

Второе. Постараться максимально, насколько это возможно, составить под каждого конкретного человека свой набор целей и обязанностей, исходя из 1) его интересов, 2) его сильных сторон.

На мой взгляд, вполне нормально, когда мы отталкиваемся от конкретной личности, а не от усреднённых безликих правил и обязанностей.

В выигрыше оказываются все. Я давно уже искренний сторонник такого подхода в управлении и НИ РАЗУ об этом не пожалел. Более того – это лучший способ бороться с текучкой. От вас просто не захочется уходить.

Это работает не только в масштабе глобальных целей, но даже в мелочах.

Как показывает практика, люди очень разные. И если кто-то не может в силу какого-то внутреннего хромосомного набора работать с документами (вернее может, но совершая пару десятков ошибок), то, как правило, находится кто-то, кто любит всё систематизировать, оформлять и раскладывать по папочкам. А хаос, напротив, – лишает его душевного комфорта. Почему бы не пераспределить обязанности?

Уже слышу голоса: «А как же должностные инструкции?! У нас в них всё чётко регламентировано!».

Ответ: сожгите их.

Инструкции и должностные обязанности должны быть подстроены под политику компании, а не политика компании – под должностные инструкции.

Ведь на самом деле, основная вина за непродуктивный персонал лежит именно на работодателе. Имеет смысл брать на работу только тех людей, которых мотивируют не только деньги, но им ещё интересен наш бизнес и те задачи, которые им предстоит решать.

А если сотрудники сачкуют, то это значит, что мы либо не тех взяли, либо поставили «нецепляющие» их задачи, либо платим неадекватные этим задачам деньги (ну это вообще глупо, — всё равно, что жадничать залить бензин в бак своего автомобиля).

В принципе я уже затрагивал эту тему в рассылке в выпуске «Волшебные Ингредиенты Лояльности Сотрудников». Так что, если интересно, можно заглянуть в архив.

Кроме того вопрос, о том, как совмещать жёсткость в управлении бизнес-процессами и гибкость в определении должностных обязанностей мы подробно разбираем во время семинара «Оперативный Менеджмент» . Так что, если тема актуальна для Вас, приходите, продолжим этот разговор там.

А пока подведём итог.

У нас гораздо больше шансов добиваться удивительных результатов тогда, когда мы не боимся идти по пути, который нас на самом деле вдохновляет. И когда умеем собрать вокруг себя людей, разделяющих наши основные цели и интересы, а не просто «хороших профессионалов».

Ну и напоследок ещё один пример.

Недавно в Москву приезжал один из основателей Google Сергей Брин. Один из наших журналистов спросил у него, почему он продолжает работать, ведь и так его состояние уже около 18 млрд. долларов.

Брин ответил: «Я счастлив, что я занимаюсь тем, чем занимаюсь. Я наслаждаюсь своей работой».

Возможно, это далеко не последняя составляющая в успехе Google.

Удачи Вам в Вашем бизнесе!

Алекс Сухов
Управляющий Группы компаний «Интеллект Инвест»

Свои комментарии к этому выпуску вы можете оставить ЗДЕСЬ.

Предыдущие выпуски рассылки:
Апрель 2008

Чем вы удивляете ваших клиентов?

Март 2008

Как писать коммерческие предложения

Февраль 2008

Миф о кадровом голоде

Январь 2008

Партизанский Маркетинг

Ноябрь 2007

К вопросу о мотивации сотрудников

Октябрь 2007

Волшебные Ингредиенты Лояльности Сотрудников

Весь архив рассылки

 

 

 

ссылка

ссылка

ссылка

ссылка

ссылка

ссылка

ссылка

ссылка

 

 

 

биткоин-миксер

как мешать биткоины

криптовалютные миксеры 2021-2022